ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ОДНОГО СЕЛА

Юрий Гурман,
депутат Хомутининского сельского
муниципального Совета

Общественная комиссия по разработке Устава МО

Основная самоуправленческая проблема любого сельского поселения состоит в отсутствии единого представления у органов местного самоуправления (главы, депутатов совета, администрации) и у его жителей того, каким образом необходимо решать те или иные жизненные проблемы села. Что целесообразнее сделать в первую очередь: провести систему газификации или водоснабжения? построить дорогу или отремонтировать школу? наладить уличное освещение или возвести ограждение кладбища? У всех по каждому поводу свое мнение. Очень важно в этих злободневных вопросах умение расставить приоритеты. Причем, необходимо расставить их так, чтобы это стало понятным всем жителям поселка. Отсутствие согласования ведет к перекосу, чаще всего, в сторону районов.

Оптимальный способ – привлечь к отпределению приоритетов население.

Как это было сделано, к примеру, в селе Хомутинино Увельского района Челябинской области. После избрания в 96-м году муниципального совета, депутаты приняли решение согласовать с жителями порядок решения важнейших вопросов. Процедуру согласования избрали простую и оптимальную. В первую очередь, дали объявление в сельской газете «Хомутининский вестник» о сходе жителей для обсуждения этих приоритетов.

Собравшимся представили 31 предмет ведения, определенных законом о местном самоуправлении. Разбили всех участников схода по группам по количеству предметов ведения. И группы отправились обсуждать по своим направлениям, что должно быть сделано в селе в первую очередь. Затем результаты обсуждения и предложения групп были рассмотрены на заседании муниципального совета, который обработал материалы и подготовил перечень основных необходимых мероприятий. В перечень вошли гредирование дорог, строительство церкви, проведение газопровода, водопровода и канализации. И все это ранжировано по приоритетам. Список был опубликован в «Хомутининском вестнике». Учитывая мнение жителей поселка, муниципальный совет впоследствии принимал соответствующие решения.

Газификация села – выбор подрядчика и формы работы

В августе 1998 года, в период дефолта, встал вопрос об активизации работы по газификации села. Было несколько вариантов.

Первый, традиционный, пойти по пути согласования с районом. Но район заявил о невозможности газификации, по крайней мере, в течение двух лет.

По второму варианту на проведение работ необходимо было собрать с людей по 6 тысяч рублей, что по тем временам было очень большой суммой.

Создали инициативную группу, которую возглавила семья погорельцев, отстроившая новый дом и желающая его газифицировать. Поискали подрядчиков, рассматривали несколько вариантов, анализируя предлагаемые условия. Основная магистральная труба проходит за околицей, а разводки в деревне не было. Один из подрядчиков предложил прокредитовать начало работ и пробросить одну центральную трубу за свой счет, с условием, когда люди начнут подключаться к разводке, в цену за работу включить компенсацию за вложенные средства.

Собрали людей на сход, обсудили это предложение. Пятьдесят дворов из 300 согласились участвовать в газификации. Стоимость услуг составила 3 тысячи руб. с одного двора. Муниципалитет выступил гарантом кредита. То есть был составлен трехсторонний договор с участием подрядчика, жителей, в лице инициативной группы, и муниципалитета, который гарантировал, что обязательства будут выполнены. И буквально за месяц подрядная организация проложила центральную трубу.

В следующем, 1999 году, муниципалитет пригласил областного подрядчика ОАО «Уралгазстрой», показал, что проведен определенный объем работ. В результате удалось включить село Хомутинино в областную программу. Были выделены средства из областного бюджета на газификацию. Заключили соглашение между «Агроинвестстроем», распорядителем бюджетных средств, «Уралгазстроем», который занимается распределением ресурсов и поиском субподрядчиков, и Красногорским предприятем «Агроспецмонтаж», которые уже выступил подрядчиком. Наши подрядчики на год стали субподрядчиками «Агроинвестстроя». Получили финансирование из областного бюджета. При этом, по смете «Агроинвестстроя», газификация села должна была обойтись области в два с половиной миллиона рублей. Но наши подрядчики эту работу согласились выполнить за 300 тысяч. Таким образом, 50 домов были газифицированы, а также заложена основа для будущей газификации.

Сельская газета как используемый механизм

Для сельских муниципальных советов публикация нормативных актов в СМИ (чего требует законодательство) представляет огромную проблему. Делать это в районной газете, во-первых, дорого, во вторых, невыгодно – не так много селян ее получают.

Еще одна задача – расширение возможностей жителей включаться в обсуждение муниципальных проблем – привела к мысли о создании собственной сельской газеты «Хомутининский вестник». На первый взгляд, это может показаться дорогим удовольствием, но был найден вполне приемлемый вариант. Чтобы наполнить издание материалами, создали общественную редакцию, верстку освоили на собственном компьютере. Типографские расходы оказались минимальными. С появлением «Хомутининского вестника» жители сами стали поднимать проблемы, которые необходимо решать на муниципальном уровне. И, с другой стороны, получили возможность оперативно узнавать о принятых решениях. То есть появился еще один механизм определения приоритетов сельского муниципального образования.

Разработка программ социально-экономического развития

Работа по выявлению проблем и их ранжированию не имела бы смысла без реализации мероприятий по их решению. Понятно, что денег на это нет, поэтому пришлось подходить к этой работе неординарно, исходя из принципа «голь на выдумки хитра». Практика показала, что многие вопросы можно снять, и не все в этой жизни зависит от денег.

В любом поселении существует структура муниципалитета. Это администрация, коммунальный отдел, дом культуры, школа, детский садик, фельдшерско-акушерские пункт и т.д., все эти объекты получают финансирование за счет бюджета. Первое, что было сделано, поручили всем структурным подразделениям составить планы собственной деятельности, подробные по принципу программы с постатейным финансированием. Расписали все: от ластика до больших затрат по форме помесячной бюджетной заявки. Сначала обсудили эти заявки у себя в коллективах. Затем подобное обсуждение прошло в администрации и на рабочих группах, потом заявки защищались на заседаниях муниципального совета, на рабочих группах и комиссиях. Выяснилось, что при разумном раскладе денег на поддержание структуры муниципалитета хватает, все сходится и вписывается. Конечно, не на все сразу, но шаг за шагом в этом направлении нужно двигаться. В последующем возникала корректировка финансирования структур с учетом реальных возможностей. Мы разработали компьютерную программу «Сельский бюджет». В результате все затраты были соединены воедино. Корректировка через эту программу позволила оптимизировать планирование бюджета.

Дополнительный эффект – бюджетные расходы стали наглядными и прозрачными. К примеру, видно, что на освещение улиц нужно столько-то денег. А лампочки не горят. Каждый житель знает, что деньги на освещение выделены, лампочки закуплены. Естественно у него возникает вопрос: кто виноват? И он реально может повлиять на эту ситуацию. То есть осуществлять контроль за исполнением бюджета. Потому что все можно сделать открыто, публично, с участием каждого жителя.

Управление финансами

Между селом и районом до сих пор не были разграничены доходные источники, объекты собственности и полномочия. Новый закон предполагает это сделать. Объекты собственности будут разграничены, но проблемы во взаимоотношениях между органами власти района, структурными подразделениями муниципалитета и государственными чиновниками останутся, точнее, приобретут острую форму. Всегда село считалось нижестоящим уровнем по отношению к вышестоящему району.

В психологии сельчан – то, что в районе находятся начальники для главы сельской администрации. В их умах не заложено, что жители сами могут быть начальниками для местных и районных органов власти, и вышестоящих для них нет. А управление со стороны государства осуществляется через законы, а не через указания конкретных лиц. В системе местного самоуправления инициатива безусловно должна принадлежать населению.

В Хомутинино еще в 1998 году разработана концепция реформирования взаимоотношений между селом и районом (см. в «МС»-20 – прим. ред.). Вопрос требует грамотного поэтапного решения и конкретных действий, согласований, чтобы не было катаклизмов.

Хомутинино в качестве механизма выбрало создание комиссии по разграничению полномочий доходных источников и собственности между селом и районом. Решением Совета депутатов утвердили состав комиссии, в которую вошли депутаты, представители общественности и различных структур. И обратились в район с предложением создать точно такую же комиссию, для того чтобы согласовывать межведомственные интересы и произвести разграничение.

Процедура формирования бюджета

Главное, что должно быть понятно – процедура формирования бюджета. Допустим, за селом закрепили доходные источники. Налоговый кодекс определяет виды налогов, закрепленные за селом. Кроме того, есть налоги, из которых будет формироваться фонд финансовой поддержки населения в бюджетах субъекта федерации и района. Но существует несколько вариантов. Допустим, на территории хомутининского поселения находится санаторий «Урал», который является нормальным действующим предприятием – реальным доходным источником. Кроме того, есть другие, менее мощные предприятия, которые платят налоги.

Существует два механизма: либо село будет получать свои деньги через дотацию, т.е. через фиксированную сумму, либо будет претендовать на закрепление за поселением определенного процента регулирующих налогов, например, подоходного налога. В этой ситуации жители становятся заинтересованными в том, чтобы сумма этого налога увеличивалась через увеличение налогооблагаемой базы. В налогооблагаемую базу входит подоходный налог физических лиц. Село становится прямо заинтересованным в том, чтобы зарплата жителей увеличивалась. Получаем часть налога от прибыли – становимся заинтересованными в увеличении прибыли и т.д.

Если эти процессы будут прозрачными, а на селе это элементарно (все друг друга по имени-отчеству и в лицо знают), нужно только желание, то механизм становится реально работающим и эффективным стимулом для развития.

Заинтересованность в сборе налогов

Первое, что сделал Хомутининский сельский Совет в 1997 году,– провел инвентаризацию и составил реестр своих сельских налогоплательщиков. Кто должен платить и какие виды налогов?

Составили баланс территории, запросили данные в налоговой инспекции и у предприятий о том, чем они обладают, какие есть платежи. На каждого налогоплательщика завели паспорт.

Поначалу налоговая инспекция информацию давать отказалась, сославшись, что она конфиденциальная. Тогда был заключен официальный договор об обмене информацией и информационном взаимодействии, определен порядок предоставления этой информации, круг лиц, имеющий к ней доступ. Эти должностные лица дали подписки о неразглашении информации. Все формальности были урегулированы.

После анализа полученной информации поняли: баланс территории положительный.

Пользуясь правом законодательной инициативы, сельские депутаты вышли на Законодательное собрание области (ЗСО) с просьбой принять поправки в Закон «Об областном бюджете», закрепив за селом самостоятельные доходные источники.

Механизм законодательной инициативы, предоставленный органам МСУ, может быть использован для развития села. Собирается сельский совет, готовит законодательную инициативу, вносит в соответствии с регламентом в ЗСО и участвует в ее рассмотрении.

Уличное освещение

В селе Хомутинино, как в любом селе, есть система, обеспечивающая уличное освещение. Раньше за нее отвечал колхоз, но после реорганизации это стало ему невыгодным, и он перестал этим заниматься. Начались сбои. Естественно, население недовольно. Муниципальной структуры, которая отвечала бы за уличное освещение, не было.

На одном из своих заседаний муниципальный Совет решил назначить ответственных за эту работу. Ввели в штатное расписание полставки электрика. Однако лучше не стало: лампочки покупаем, денег тратим уйму, а на улицах темно.

Решили составить карту уличного освещения и порядковый номер через трафарет. На карте нарисовали каждый столб. Сделали схему балансовой принадлежности электросетей. Все стало понятно. Затем составили график замены лампочек. Через газету сообщили хомутининцам о произведенных мероприятиях и обратились к жителям с просьбой контролировать освещение на своих участках улицы. Каждый сельчанин, если недоволен освещением, звонит в администрацию и называет номер столба. Управленцы сверяют информацию с графиком, и определяют, кто виноват – электрик или лампочка. Проблема была снята, а качество услуг улучшилось.

Обеспечение лекарствами

В Хомутинино на базе фельдшерско-акушерского пункта работает аптечный пункт. ФАП находится в ведении районной больницы, лекарства привозятся по ее разнарядке. Люди жаловались на недостаточный ассортимент, а аптечный пункт – на отсутствие оборотных средств.

Можно было бы организовать работу альтернативной аптеки. Но дело это неоправданно громоздкое, нужна лицензия и узкие специалисты. Выход из ситуации нашли в том, что из средств самообложения выделили заемные средства для ФАПа в размере 5 тысяч рублей. И этой суммы оказалось достаточно для оборота. Работники аптечного пункта, зная специфику заболеваний в селе, закупали необходимые лекарства регулярно и вовремя. Жалобы на отсутствие лекарств практически прекратились.

Уборка мусора

В советские времена обязанности по уборке мусора в селе лежала на колхозе как хозяйствующем субъекте. Но форма собственности поменялась, и мусор стал заметной проблемой поселка. Основная часть колхозов сбросила с себя всю коммуналку на сельские муниципалитеты или районы. При котельных были созданы участки, обеспечивающие отопление. Все остальные вопросы повисли в воздухе.

Естественно, в связи с отсутствием соответствующей структуры деньги на уборку мусора не выделялись. Решение проблемы поставили на коммерческую основу. Написали положение, создали специальный коммунальный отдел, утвердили штаты, понимая, что денег нет, и дефицит бюджета придется закрывать платежами населения. Приобрели технику. Разработали систему заявок на уборку территории. Через газету оповестили жителей. Определили перечень и стоимость работ. И жители стали пользоваться услугой в тех случаях, когда не могли справиться с уборкой и вывозом мусора собственными силами.

Прогулки в тапочках

Говоря современным языком, это была популистская акция. Но она оказалась эффективной с точки зрения повышения ответственности управленцев перед жителями. Эта акция называлась «прогулка в тапочках» – таким образом оценивалась работа коммунальных служб. Вся деревня знала об этом. Вечерние прогулки по селу с начальником коммунального отдела и электриком в тапочках. Вместе с депутатами они ходили по селу в темное время суток после дождя. Если начальник вымазался, попав в яму из-за отсутствия света или неотремонтированной дороги, ну извините, сами виноваты. И остальные люди здесь тоже ходят.

Школьный округ

Идея самоуправляемого школьного округа осталась только в нормативных актах, так и не получив реального воплощения.

В чем смысл данной идеи? Известно, что положительная занятость детей составляет большую проблему не только в селе, но и в городе. Родители, занятые на работе, желали, чтобы их дети находились под наблюдением взрослых как можно большее количество времени. Но такой структуры, которая отвечала бы за воспитание детей, пока нет. Деятельность школы и дома культуры не согласована. А у органов местного самоуправления 30 предметов ведения, и образование и воспитание детей – только один из них. Качество решения этого важного вопроса, естественно, и будет соответствовать одной тридцатой приложенных усилий.

Появилась идея создания самоуправляемого школьного округа. Принцип такой: формируется самостоятельная структура местного самоуправления – всем населением выбираются специальные «депутаты школьного округа» и его директор. Далее в рамках школьного округа формируется административная система – школа, детский садик, дом культуры со всей системой кружковой работы. И этот округ должен самостоятельно решать абсолютно все вопросы воспитания, образования, формирования среды обитания сельских детей. Депутаты муниципалитета как бы делегируют школьному округу все свои полномочия по этому предмету ведения. Был разработан, обсужден с учителями и общественностью и принят в первом чтении устав округа. План был одобрен, но реализации не получил.

 

Сбор и заготовка продуктов для детского сада

С помощью общественности в Хомутинино решалась проблема с продуктовыми запасами для местного детского сада. В период уборки урожая был объявлен сбор овощей. Причем, предлагались транспортные услуги для тех, кому тяжело донести картошку, морковку и капусту до приемного пункта. Жители с удовольствием откликнулись и пополнили запасы детсада, а на предусмотренные для этих целей деньги были приобретены другие продукты, что улучшило качество питания сельских малышей. Организационную сторону обеспечили за путем создания брокеражной комиссии, в которую вошли родители. Комиссия контролировала качество и оприходовала продукты.

Школьная страничка

В состав общественной редакции газеты «Хомутининский вестник» вошли школьники. Сформировался детский актив, и они делали собственную страничку. Рассказывали о новостях. Делились проблемами, говорили о качестве услуг в сфере образования.

Муниципальные социальные заказы

Одна из самых сложных проблем в негазифицированных селах – заготовка топлива. Сначала эту проблему решал колхоз, потом лесхоз. Сама по себе древесина сельчанам предоставляется бесплатно или за минимальную плату. Но она – на корню, то есть ее необходимо спилить, затем распилить, вывезти и убрать за собой делянку. Не каждой семье это под силу, особенно старикам. Большинство не может с этим справиться, и поэтому приходится закупать топливо за очень приличные деньги. Вышли из положения так. Пригласили предпринимателей и предложили им заняться этим делом. Муниципалитет собирал от людей заявки, содействовал объединению делянок в одном месте, чтобы удобно было их обрабатывать. При этом поставили условие, что цена за дрова должна быть в разумных пределах. Бригада стала выполнять эти работы и доставлять древесину по дворам. Выгодно жителям и предпринимателю. Эта система работает до сих пор. Мало того, бригада на сегодняшний день работает практически для всего Увельского района. Появилось еще несколько подобных бригад.

Сельский общественный совет

Был момент, когда в селе возникла конфликтная ситуация, которая дошла до такой степени, что муниципальный Совет принял решение о самороспуске.

В отсутствие муниципального Совета один глава не мог принимать решения, поэтому возник вопрос о создании на этот период Общественного совета.

Глава определил кандидатуры, которые он хотел бы видеть в Совете, и, кроме этого, предложил проявить активность всем желающим стать членами совета. Разработали положение. Его опубликовала газета, которая доставляется бесплатно в каждый двор. Общими силами подобный орган был создан. Глава муниципалитета взял на себя обязательства все свои действия регулярно согласовывать с Общественным советом. Этот совет функционировал в селе 1,5 года.

Опыт привлечения молодежи к самоуправлению

Ребята сами проявили инициативу, попросив выделить место под досуговый центр в подвальном помещении дома культуры. Муниципальный совет решил не только удовлетворить просьбу, но и помочь молодежи организовать дело.

Сформировалась инициативная группа, выбрали старшего, выделили для него ставку в штатном расписании. Он возглавил организацию досугового центра. Дело было непростое – помещение пострадало от пожара. Муниципалитет обратился в лесхоз, тот безвозмездно выделил доски. Колхоз приобрел краску и известь. Ребята сами отремонтировали зал. Организуют там спортивные занятия, праздники и т.п.

Способы привлечения бюджетных средств

Сегодня в Хомутинино ведется строительство храма, в здании старой школы существует приход. А началось все с приоритетной программы, которую разрабатывали жители. Потом (в 1998 году) муниципалитет организовал поездку активистов в поселок Аргаяш (около 130 км от Хомутинино) посмотреть, как там организована жизнь. Во время экскурсии хомутининцы посетили школу, детский сад, парк, а также православный храм. Встретились с батюшкой, спросили у него совета, как это сделать в своем селе. Всё снимали на видео, а потом показали съемку на сходе жителей в доме культуры. Сход решил начать работу по строительству храма и организации прихода. Создали инициативную группу, пригласили отца Павла из соседнего прихода, написали Устав, оформили документы, зарегистрировали в управлении юстиции, выделили помещение. В результате возник приход.

Раньше в Хомутинино был храм в честь Введения во храм Пресвятой богородицы (православный праздник 4 декабря) – это день села. В последнее время он стал большим праздником для жителей Хомутинино. Приезжают артисты, представители областной власти, депутаты Государственной Думы РФ. В один из таких дней организаторы торжеств установили ящики для сбора пожертвований, положили книгу регистрации пожертвований. Муниципалитет помог организовать лотерею. Собрали средства, которые пошли на развитие православного прихода.

Школьный автобус

В составе Хомутининского муниципалитета две деревни – Хомутинино и Копанцево. Все дети учатся в Хомутининской школе. Долгое время большой проблемой была доставка учеников из Копанцево в школу. Нужен свой автобус, на который в бюджете, конечно же, не было средств. В пансионате, который находится на территории села, нашли старый кузов автобуса. В колхозе были документы на транспортное средство. Санаторий «Урал» дал деньги в долг, на них купили запасные части. Нашли двигатель, колеса. Отремонтировали. Наняли водителя. И 1 сентября копанцевские дети приехали в школу на собственном автобусе.

 

 

 

Хомутининское сельское поселение © 2006,